Муниципальное образовательное учреждение филиал Центра детского творчества Дзержинского района г. Волгограда
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Система организации занятий в авиамодельном кружке
как средство стимулирования детей к внеурочной познавательной деятельности

/ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ/

1. ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

Тема педагогического опыта: "Система организации занятий в авиамодельном кружке как средство стимулирования детей к внеурочной деятельности."

Автор опыта: Осипенко Вячеслав Михайлович, педагог дополнительного образования I категории.

Место функционирования опыта: 400094, г. Волгоград, ул. им.51 Гвардейской дивизии, д.46, филиал Дзержинского Центра детского творчества Станция юных техников, тел. 35-38-01.

Новизна опыта - рационализаторский

Приложения:
1. Работа с учащимися по изготовлению бумажных летающих моделей. Методическое пособие.
2. Тематический план работы авиамодельного кружка.
3. Общий вид приспособления для изготовления винта.
4. Изготовление схематических моделей самолетов. Методическое пособие.
5. Методика разработки чертежа модели при помощи ПЭВМ.
6. Достижения воспитанников
7. Источники, необходимые для реализации опыта.
8. Описание программы " Юный авиатор".

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

2.1. Актуальность опыта

Проблема жизненного самоопределения молодежи всегда была актуальна, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время, в условиях нестабильной социальной и экономической ситуации. Глубинная деформация экономики, падение престижа научно-технических профессий, кризисные явления в духовной жизни общества усиливают тенденции трудноразрешимых социальных проблем детей, подростков и одновременно снижают их иммунитет на воздействие криминогенных факторов.
Опыт деятельности учреждений дополнительного образования свидетельствует, что продуктивное обучение в них дает возможность подготовить молодых людей к изменяющемуся миру.
Образование - это еще и процесс формирования личности. Если рядом с ребенком есть люди, думающие так же, как он, процесс адаптации к общественным нормам протекает у него безболезненно. В этом смысле обучение в объединениях по интересам более ощутимо и эффективно, потому что ребенок видит, что там для него все делается вовремя и всерьез. Собственно, эта помощь и является педагогической поддержкой, процессом совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Потому очень важно создать условия в учреждениях дополнительного образования, способствующие формированию устойчивого интереса обучающихся к занятиям творчеством.
Лавинообразное заполнение рынка современными играми и игрушками повлекло за собой исчезновение ранее игравшего не последнюю роль мотива занятий детей технической самодеятельностью: "самому построить, чтобы иметь", что привело к оттоку детей из объединений технической направленности. Немаловажное влияние на снижение интереса детей к занятиям творчеством оказало и широкое внедрение персональных компьютеров, резкое расширение функций бытовой техники.
Однако здесь есть и положительный фактор. Развитие новых технологий, повсеместное внедрение микроэлектроники задает серьезный начальный уровень претендующих на новизну / хотя бы и субъективную/ собственных конструкторских разработок.
На фоне изложенного ясной становится необходимость поиска системы организации занятий в авиамодельном кружке как средства стимулирования детей к внеурочной познавательной деятельности.

2.2. Основа и содержание опыта

Основой системы является создание собственного гуманистического стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и постоянная мотивация их на ситуацию успеха.
Содержание системы заключается в следующем:
- изменение структуры подачи материала,
- изменение содержания каждого проводимого занятия.

2.3. Задачи, решаемые в опыте

Система организации занятий, рассматриваемая в данном опыте, предполагает решение следующих задач:
- сформировать положительную мотивацию у детей к занятиям авиамодельным спортом,
- сформировать гуманистическую направленность взаимоотношений между детьми в коллективе,
- скоординировать посильность заданий с личностными возможностями обучающихся,
- сформировать волевые качества обучающихся.

2.4. Педагогические средства, используемые в опыте

Для решения задач, перечисленных выше, используются следующие педагогические средства:
- система заданий и упражнений,
- организация деятельности обучающихся на соревновательных принципах,
- сотрудничество и наставничество старших над младшими.

2.5. Технология опыта

Система работы педагога в практике складывается из формирования у учащихся следующих знаний:
- история авиации, основы черчения, основы аэродинамики.
и умений:
- способы обработки различных материалов, приемы работы различными инструментами, необходимыми при постройке авиамоделей, чтение чертежа, конструктивные навыки.

На начальной этапе, в 1-й год обучения, подача материала максимально концентрируется в 1-2 занятия с целью формирования интереса и желания у ребят заниматься авиамоделизмом. Для этого учащимся предлагается изготавливать модели, приведенные в методическом пособии Приложение 1. Подача теоретического материала обучающимся производится параллельно с соответствующим формированием практических навыков. Воспроизведение материала требуется на репродуктивном уровне, с четким анализом и обоснованием его применяемости. С этой целью проводятся такие организационные формы занятий: занятие - конкурс, занятие - диспут, игровые ситуации.
На этом этапе осуществляется сильная опека старших над младшими. Скажем, в построении чертежа модели либо в регулировке моделей для запуска оказание помощи может осуществить обучающийся второго- третьего года обучения вместо педагога.
Для стимулирования детей к занятиям авиамоделизмом, уже на первом году обучения их привлекают к участию в соревнованиях. С этой целью производится переструктурирование материала, подлежащего изучению. Из тематического плана исключается постройка летающих моделей, не участвующих в соревнованиях, освобождая время для тренировочных полетов /см. Приложение 2/.
Кроме этого, тренировочные полеты старших обучающихся организуются совместно с младшими. По сравнению с первым годом обучения, в содержательную и организационную часть 2-го года обучения вносятся изменения. Здесь уже обучающиеся имеют больше возможностей в проявлении самостоятельности при подборе, постройке и регулировке моделей. В начале года для постройки ребятам предлагаются уже схематические модели, конструктивно отработанные для участия в соревнованиях. Методическое пособие по изготовлению таких моделей приведено в Приложении 3. Пособие может быть использовано обучающимися для постройки моделей дома с родителями.
Отработка моделей и приобретение мастерства запуска их на тренировочных полетах невозможна, к сожалению, без падений модели. В первую очередь это приводит к повреждению винта. Изготовление же винтов - дело весьма трудоемкое и однообразное.
Использование механизации этой операций позволяет освободить учащихся от выполнения большого количества однотипных приемов в большой промежуток времени и ускорить время постройки самолета до его запуска. Пример такого приспособления для изготовления винтов различного диаметра и шага / для различных классов моделей/ к Фрезерному станку, разработанного автором опыта, приведен в Приложении 4. Помимо этого приспособления, в кружке имеются протяжки, стапели, облегчающие обучающимся работу с моделями.
Далее ребята знакомятся с приемами постройки кордовых моделей в соответствии с Единой спортивной классификацией. Обучающиеся занимаются самостоятельно выбором, расчетом и постройкой своей спортивной модели. Здесь они имеют возможность индивидуального выбора в соответствии со склонностями каждого - механика или пилотаж. Для разнообразия выбора отработаны также конструкции объемных комнатных моделей- копий с резиномоторным двигателем. Ребятам предлагается знакомство с работой на станочной оборудовании.
На заключительном этапе обучения идет подготовка моделистов - спортсменов. Ребятам предлагаются для постройки все классы моделей по Единой спортивной классификации: как кордовые, так и модели свободного полета. Успех на соревнованиях зависит от степени готовности модели и подготовленности моделиста. Во время тренировочных полетов идет важная психологическая подготовка ребят к борьбе: должна быть уверенность в своих силах, в поддержке товарищей по команде, умение собраться в нужный момент.
Поскольку в моделизме успех определяется точностью и стабильностью полета построенной модели, а имеющиеся в периодической литературе чертежи моделей не обеспечивают этих требований, появляется необходимость доработки отдельных деталей, а иногда и расчета всей модели. На этом этапе появляется возможность использовать увлеченность ребят информатикой и компьютерной техникой, в то же время оставляя возможность свободного творчества. Эта работа предполагает несколько этапов:
- просмотр периодической литературы, начиная с 1984г. Это журналы: "Крылья Родины", "Техника - молодежи", "Моделист - конструктор", "Modelarz",
- выбор моделей самолетов,
- набор статистических данных по следующим параметрам: удлинение крыла, отношение площадей стабилизатора и крыла, плечо горизонтального оперения, положение центра тяжести модели,
- анализ статистических данных и выбор модели, параметры которой наиболее близки к теоретически требующимся,
- разработка и отладка программы расчета необходимых чертежей,
- распечатка чертежей на принтере.
Пример расчета профиля крыла с помощью ПЭВМ с распечаткой получаемого чертежа приведен в Приложении 5.
По результатам участия в соревнованиях обучающимся присваиваются соответствующие спортивные разряды.

2.6. Результативность опыта

Оценивая результативность функционирования предложенного опыта на Станции юных техников в течение 1997/98 и 1998/99 учебных годов, повышение интереса детей к внеурочной познавательной деятельности можно рассмотреть в нескольких аспектах.
Изменения в количестве и мастерстве обучающихся, посещающих кружок
Анализируя результаты работы за 2 прошедших и текущий год, можно сказать о безусловном росте из года в год количества детей, проявляющих желание заниматься авиамоделизмом. Так, в 1997/98 учебном году ребятами завоевано 13 побед в соревнованиях, то в 1998/99 - уже 39 / см. Приложение 6/.
Кроме того, с прошедшего года появилась возможность представлять СЮТ на городских и областных соревнованиях уже в командном первенстве и представлять участников в двух возрастных группах и 9 классах комнатных моделей и 6 классах моделей Единой спортивной классификации.
Занятость учащихся технических творчеством в школах микрорайона
Если в 97/98 учебном году с СГОТ сотрудничали школы 40, 101 и 102, то в текущем учебном году обращаются к нам за помощью в организации работы с ребятами на уроках труда по изготовлению моделей и участию в соревнованиях уже дополнительно школы 50, 97, лицеи 7,9. Ребята этих школ с удовольствием участвуют в соревнованиях и становятся их постоянными участниками. Убедительным примером роста интереса у ребят к занятиям технической самодеятельностью во внеурчной время являются также показательные соревнования по модельным видам спорта, организованные совместно с мастер - клубом "Я САМ" в лицее 7 весной 99г.
Разрядность обучающихся
За два года работы на Станции юных техников подготовлено спортсменов- моделистов:
У разряда - 2 обучающихся ,
IV разряда - 14 обучающихся ,
III разряда - 2 обучающихся.

3. СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ

Условия функционирования опыта.
Настоящий педагогический опыт апробирован и функционирует в муниципальном учреждении дополнительного образования филиале Дзержинского Центра детского творчества г. Волгограда Станции юных техников. Реализация предложенного опыта возможна при обязательном проведении внутрикружковых соревнований и участии обучающихся в соревнованиях более высоких рангов.
Контингент обучающихся: 1-й год обучения - учащиеся 3-5 классов, 2-й год обучения - учащиеся 5-7 классов, 3-й год обучения - учащиеся 7-11 классов, училищ, колледжей.
Наполняемость групп: для 1-го года обучения 12-15 обучающихся, для 2-го года обучения 10-12 обучающихся, для 3-го года обучения 8-10 обучающихся.

Для успешного функционирования опыта необходима следующая материально - техническая база:
Оборудование : фрезерный станок, токарно-винторезный станок, сверлильный станок, электрошкаф СНОЛ- 1,6, электролобзик настольный, ПЭВМ

Основные инструменты и приспособления:
рубанок, нож, сверла, пассатижи, кусачки, лобзик, отвертка, ножовка, напильники, протяжки, стапели, приспособление для изготовления винтов.

Основные материалы:
ватман, картон, полукартон, пенопласт, древесина, клей ПВА, краски НЦ, эмолит, топливо / керосин, эфир, касторовое масло/.
Методическое обеспечение:
организация работы по предложенному педагогическому опыту может быть организована с помощью источников, указанных в
Приложении 7, и по программе" Юный авиатор", описание которой приведено в Приложении 8. Для постройки моделей с обучающимися 1-го и 2-го годов обучения предлагаются методические пособия, приведенные в приложениях 1,2.
Для занятий с обучающимися третьего года обучения помимо литературы, приведенной в приложении 7, необходимо иметь в кружке подборку из периодической литературы / журналы: "Моделист-конструктор", "Крылья Родины", "Техника - молодежи", " Modelarz"/ за последние 10-15 лет.

Научная база:
Создание предложенной системы организации занятий в авиамодельном кружке основано на использовании профессиональных знаний и личного педагогического опыта педагога дополнительного образования Осипенко Вячеслава Михайловича.


Назад

Сайт управляется системой uCoz