Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
филиал Центра детского творчества Дзержинского района г.Волгограда
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Описание управленческого опыта

Волгоград 2003

I Информационно-справочные сведения об опыте

1.1. Тема опыта:
"Система организации интеграционной и информационной деятельности как средство обновления образовательной деятельности Станции юных техников для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе".

1.2. Автор опыта: Жильцова Ирина Ивановна, заведующая филиалом Центра детского творчества Дзержинского района г. Волгограда Станцией юных техников.

1.3. Место функционирования опыта: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей филиал Центра детского творчества Дзержинского района г. Волгограда Станция юных техников (СЮТ).
Адрес: 400094, г. Волгоград, ул. им.51 Гвардейской дивизии, д. 46.
Телефон: 35-38-01.

1.4. Новизна опыта - эвристический.
В настоящее время имеются отдельные попытки организации совместной работы кружков различной направленности, однако система организации интеграционной деятельности не разработана.
Внедрение информационной направленности в деятельность учреждений дополнительного образования детей не нова, однако использование возможностей компьютерной игротеки в качестве средств обновления образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе пока не изучена и мало используется в практике.

1.5. Длительность функционирования опыта - 3 года.

1.6. Какими материалами представлен опыт: опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
1. Комплектация кружков Станции юных техников в 1999-2000 учебном году.
2. Фрагменты образовательной программы кружка "Макраме".
3. Совместные поделки обучающихся технического и декоративно-прикладного направлений.
4. Фрагменты участия обучающихся Станции юных техников в областном конкурсе юных изобретателей и рационализаторов.
5. Документальное оформление результатов интеграционной деятельности СЮТ.
6. Статья педагогов СЮТ в журнале "Дети, техника, творчество".
7. Фрагменты занятий компьютерного кабинета.
8. Фрагменты сайта
9. Комплектация кружков Станции юных техников в 2000-2002 учебном году.

II Технологические сведения об опыте

2.1. Актуальность опыта
В настоящее время техническое направление образовательной деятельности в дополнительном образовании испытывает следующие затруднения:
" отсутствует укрепление и обновление материальной базы учреждений;
" в связи с низкой оплатой труда отсутствуют специалисты для руководства техническими направлениями самодеятельности детей;
" падает наполняемость в группах занятий техническим творчеством;
" упал престиж людей умственного труда;
" произошло смещение приоритетов в интересах детей в сторону повышения их информационной компетентности;
" отсутствие финансирования привело к снижению количества и уровня проводимых ранее конкурсов и соревнований;
" низкий уровень информированности населения о деятельности учреждений дополнительного образования;
" рост детской безнадзорности и преступности.
В данном опыте предлагается попытка решения проблем:
" наполняемости кружков через интеграцию их деятельности;
" удовлетворения изменившихся запросов детей в части информационной компетентности.

2.2. Задачи, решаемые в опыте
" Организация совместной деятельности кружков технического и декоративно-прикладного направления;
" организация информационного направления образовательной деятельности Станции юных техников.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте
Организация совместной деятельности кружков технического и декоративно-прикладного направления проводилась следующим образом: проведение корректировок программ кружков, предполагаемых к интеграционной деятельности, разработаны поделки для совместного изготовления, внедрена технология разработки обучающимися творческих проектов на основе изготовленных поделок, разработано методическое пособие по данному направлению.
Организация информационного направления образовательной деятельности Станции юных техников (СЮТ) проводилась следующими средствами:
" организация работы игротеки и кружка компьютерной грамотности,
" разработка сайта,
" организация детской научной деятельности по информационному направлению.

2.4. Технология опыта
Начало работы по решению указанных выше задач - это анализ перечня и возможностей действующих на Станции юных техников кружков на конец 1998/1999 учебного года. Из анализа следовала необходимость открытия радиотехнического и компьютерного кружков.
Решение первой задачи следовало начинать с проведения работы по открытию радиотехнического кружка. Затем для организации совместной деятельности кружков технического и декоративно-прикладного направления сначала было определено направление совместной работы кружков. Им оказалась техническая игрушка. Далее определены необходимые корректировки в образовательных программах кружков в сторону разработки технической игрушки. Для этого проанализированы программы кружков: мягкой игрушки, макраме , конструирования из бумаги и радиотехнического кружка с целью определения возможностей создания совместных поделок.
Сам этап изготовления можно разбить на два подэтапа: часть игрушек изготавливалась совместно с педагогами Станции юных техников, а обучающиеся кружка мягкой игрушки "оживляли" своих сказочных персонажей вместе с родителями. Так, обучающиеся кружка "Макраме" изготовили совместно с ребятами радиотехнического кружка "Краба" (при поглаживании у него загорались от удовольствия глазки), поделку "Сердечные друзья" (две собачки, когда берут за лапки друг друга, у одной из них (мальчика) загорается сердечко), "Трусишку", который дрожит от страха, когда к нему поднести лягушонка. Ребята кружка конструирования из бумаги совместно с радиотехническим кружком изготовили "Гусеницу" из ватмана и "Птичью карусель" из папье-маше. А вот дети кружка мягкой игрушки вместе со своими родителями "оживили" Карлсона (у него стал вертеться пропеллер) и сделали "Курочку Рябу с секретом", которая может снести волшебное яичко, в котором находится пушистый цыпленок ).
После изготовления поделок и успешного их участия в выставках и конкурсах для закрепления ситуации успеха у детей была проведена работа над подготовкой детей к участию в областном конкурсе юных изобретателей и рационализаторов с защитой своих творческих проектов (см. Приложение 5). По результатам работы был подготовлен доклад "Интеграция технического и декоративно-прикладного направлений детского творчества в развитии личности ребенка" на областную научно-практическую конференцию педагогов дополнительного образования в мае 2001 года, разработаны методические пособия "Знакомство с электричеством" и "Интеграция технического и декоративно - прикладного детского творчества" и подготовлена статья педагогов Жильцовой И.И. и Шабунина Н.В. в периодический журнал "Дети, техника, творчество" .
Решение второй задачи можно разбить на следующие этапы:
" определение форм организации информационной деятельности учреждения;
на этом этапе необходимо найти наиболее интересные формы знакомства детей с компьютером. Здесь удобно использовать столь популярное в настоящее время увлечение детей компьютерными играми. Индустрия компьютерных игр при быстром развитии вычислительной техники расставляет свои приоритеты: нынешнее поколение молодых возможность погонять компьютерные игры ставит выше, чем желание углубить свою компетентность в любой области знаний. В настоящее время существует два возможных направления применения компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования: развивающей и образовательной внешкольной деятельности учащихся. Исходя из этого целесообразно было открыть игротеку и компьютерный кружок ;
" разработка программ для компьютерной игротеки и компьютерного кружка,
" организация разработки раздела СЮТ для сайта ЦДТ и личной странички обучающегося ;
в рамках реализации этого этапа педагог и обучающийся прошли обучение на курсах повышения квалификации в Компьютерном Центре Волгоградского технического университета по программе "Современные информационные технологии. Проектирование и реализация Web-ресурсов", а также подобрано программное обеспечение для разработки сайта;
" организация детской научной деятельности по информационному направлению.
на этом этапе организовано посещение обучающимся СЮТ занятий кружка в ЦДТ по разработке темы "Автоматизированная система проектирования локальных вычислительных сетей на основе генетических алгоритмов".
Таким образом, главной идеей данной управленческого опыта является внедрение интеграционной и информационной деятельности как средства обновления образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе.

2.5. Результативность опыта
Оценку результативности функционирования предложенного опыта на Станции юных техников в течение 1999-2002гг. можно рассмотреть в нескольких аспектах.
Решение проблем, решаемых данным опытом, можно оценить с точки зрения наполняемости групп (по данным таб. 1).

Таблица 1.

Посещение учащимися Дней открытых СЮТ

Учебный год
1999/2000
2000/2001
2001/2002
Количество учащихся 4
63
530
920

Здесь явно виден растущий интерес к деятельности СЮТ. Можно также отметить положительные результаты относительно сохранности контингента обучающихся и росту количества обучающихся второго года обучения.
О результативности интеграционной деятельности СЮТ можно судить также по достижениям обучающихся и педагогов в этом направлении

III Сведения об использовании опыта в массовой практике

Настоящий опыт может быть использован в учреждениях дополнительного образования детей, а также в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей среднего и старшего школьного возраста.
Наполняемость группы для занятий по обучению детей компьютерной грамотности должна быть по количеству оборудования: по одному человеку за компьютером.
В кружках по разработке технической игрушки рекомендуется 10 -12 человек.
Материально - техническая база
В данном опыте приведена система организации деятельности по интеграции кружков различной направленности, потому приводить конкретный расчет по материальной базе нецелесообразно, так как данная работа может проводиться на других поделках и на других направлениях кружков, отличных от приведенных.
Кружок компьютерной грамотности может функционировать при условии наличия одного компьютера на одного обучающегося. При этом требуется программное обеспечение в соответствии с программой кружка.
Методическое обеспечение
Для реализации опыта в массовой практике могут быть использованы:
" программы для занятий кружка компьютерной грамотности, "Компьютерная игротека",
" методические пособия: "Интеграция технического и декоративно-прикладного детского творчества", "Знакомство с электричеством",
" творческие проекты детей: "Совместная работа радиотехнического кружка и "Макраме" над разработкой электрифицированных игрушек", "Изготовление игрушки "Карлсон"", "Изготовление игрушки "Курочка Ряба с секретом"".


Назад

Сайт управляется системой uCoz