Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
филиал Центра детского творчества Дзержинского района г.Волгограда
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Описание опыта

использования информационных технологий
в авиамодельном кружке

Волгоград 2003

I Информационно-справочные сведения об опыте

1.1. Тема опыта:
"Использование информационных технологий в авиамодельном кружке".

1.2. Автор опыта: Осипенко Вячеслав Михайлович, педагог филиала Центра детского творчества Дзержинского района г. Волгограда Станцией юных техников.

1.3. Место функционирования опыта: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей филиал Центра детского творчества Дзержинского района г.Волгограда Станция юных техников (СЮТ).
Адрес: 400094, г. Волгоград, ул. им.51 Гвардейской дивизии, д. 46.
Телефон: 35-38-01.

1.4. Новизна опыта - эвристический.
В настоящее время имеются отдельные попытки использования ПВМ в авиамоделизме. Это связано с отсутствием компьютеров в подавляющем большинстве учреждений дополнительного образования детей, а также с отсутствием у руководителей кружков соответствующей подготовки.
Внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного кружка не нова, однако использование их в качестве средств обновления образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе пока не изучена и мало используется в практике.

1.5. Длительность функционирования опыта - 2 года.

1.6. Какими материалами представлен опыт: опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
1. Новая редакция образовательной программы кружка "Юный авиатор".
2. Пособие по изготовлению авиамоделей.
3. Образцы моделей по чертежами, разработанными в программе "AvtoCAD".
4. Фрагменты занятий авиамодельного кружка.
5. Фрагменты сайта

II Технологические сведения об опыте

2.1. Актуальность опыта
Индустрия компьютерных игр при быстром развитии вычислительной техники расставляет свои приоритеты: нынешнее поколение молодых возможность погонять компьютерные игры ставит выше, чем желание углубить свою компетентность в любой области знаний. Скорее всего, это явление относится к "болезням роста", но не учитывать этого нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда педагоги осознают, что ученики, по сути дела, оказываются намного компетентнее их в вопросах освоения компьютерной техники. Видимо, целесообразно использовать интерес детей к компьютерным играм, компьютеру вообще как объединяющее начало при организации деятельности кружков в дополнительном образовании.
В настоящее время техническое направление образовательной деятельности в дополнительном образовании испытывает следующие затруднения:
" отсутствует укрепление и обновление материальной базы учреждений;
" в связи с низкой оплатой труда отсутствуют специалисты для руководства техническими направлениями самодеятельности детей;
" падает наполняемость в группах занятий техническим творчеством;
" произошло смещение приоритетов в интересах детей в сторону повышения их информационной компетентности;
" низкий уровень информированности населения о деятельности учреждений дополнительного образования;
" рост детской безнадзорности и преступности.

В данном опыте предлагается попытка решения проблем:
" наполняемости кружка и удовлетворения изменившихся запросов детей в части информационной компетентности;
" повышения летных качеств и внешнего вида моделей.

2.2. Задачи, решаемые в опыте
1. Организация использования информационных технологий в деятельности кружка:
- компьютерная разработка чертежей авиамоделей;
- использование компьютерных симуляторов для тренировок с радиоуправлением авиамоделей;
- использование возможностей Интернет в деятельности кружка;
2. Расширение возможностей привлечения к занятиям детей, попавших в социально опасное положение;
3. Использование компьютерных симуляторов для диагностики специализации подростков на итоговом уровне обучения.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте
Организация использования информационных технологий в авиамодельном кружке проводилась следующим образом:
" подбор и освоение компьютерных программ;
" организация связи с Интернет;
" проведение корректировок программы кружка и методических пособий;
" организация освоения обучающимися изготовления моделей в процессе работы над творческим проектом;
" обновление странички авиамодельного кружка сайта СЮТ.

2.4. Технология опыта
Начало работы по решению указанных выше задач - это анализ компьютерных возможностей Станции юных техников кружков. Из анализа следовала необходимость:
" модернизации имеющихся компьютеров,
" выбор необходимых программ;
" подключение к сети Интернет;
" адаптация радиоуправления авиамоделями к выбранному компьютерному симулятору.
Решение поставленных задач следовало начинать с модернизации компьютера. Проведены были работы по подключению СЮТ к сети Интернет. Затем были подобраны программы: "AvtoCAD" - для разработки чертежей, схемотехническая EWB 5.12 - для проработки электрических схем, и FMS 2.0 Beta 07 - в качестве симулятора для отработки навыков работы с радиоуправлением. Подобраны были также более поздние версии испBользуемых ранее программ графического редактора Adobe Photoshop и редактора по работе с HТML-файлам Dreamweaver.
Далее после освоения программ была проведена работа по адаптации радиоуправления авиамоделями к компьютерному симулятору.
Выход в сеть Интернет дал широкие возможности доступа к информации в библиотеках и сайтах всемирной паутины.
Таким образом, сформировалась целостная цепочка работы обучающихся на итоговом уровне обучения - от выбора чертежа, компьютерной его разработки до отработки навыков управления в полете готового самолета.
Попутно проведена еще одна работа: в процессе постройки моделей ребята осваивают навыки учебно-исследовательской работы с оформление творческого проекта.
При работе с симулятором появляется возможность выбора подростками специализации в кружке и допрофессиональной ориентации: либо это будущий пилот, либо механик.
Далее проводилась корректировка программы кружка и методических пособий по изготовлению авиамоделей.
Для решения задачи более полного удовлетворения запросов детей в части информационной компетентности организована работа над страничкой кружка в сайте СЮТ (www.sut.dzadmin.volg.ru): обновление ее содержало новые разработки чертежей авиамоделей, фрагменты программ, методическое пособие, положение о соревнованиях, а также новости.

2.5. Результативность опыта
Оценку результативности функционирования предложенного опыта на Станции юных техников в течение 1999-2002гг. можно рассмотреть в нескольких аспектах.
" количество призовых мест, занятых обучающимися авиамодельного кружка, с 15 в 1999-2001 уч. году выросло до 44 в 2002-2003 уч. году. Это результат улучшения внешнего вида и летных качеств авиамоделей;
" в 2000-2001 учебном году личная страничка обучающегося кружка заняла второе место в районном конкурсе сайтов;
" уменьшилось количество повреждений самолетов во время тренировочных занятий;
" ребята имеют возможность определиться со специализацией обучения на итоговом уровне (пилот-механик);
" подготовлен черновой вариант творческого проекта изготовления комнатной модели копии самолета;
" обновлена образовательная программа деятельности кружка "Юный авиатор" и пособие "Авиамодели";
" выпускник педагога, ныне студент Академии им. Можайского, нашел своего руководителя через информацию о кружке в Интернет.
Для расширения возможностей привлечения к занятиям детей, попавших в социально опасное положение, подготовлена педагогическая и методическая основа, однако материальная база пока не позволяет реализовать эту возможность из-за наличия в кружке только одного компьютера и одного радиоуправления.

III Сведения об использовании опыта в массовой практике

3.1. Условия функционирования опыта
Настоящий опыт может быть использован в учреждениях дополнительного образования детей, а также в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей среднего и старшего школьного возраста.

Материально - техническая база
Для реализации данного опыта необходимо иметь в кружке не менее 6 компьютеров и, соответственно, не менее 6 адаптированных радиоуправлений к авиамоделям, 1 принтер и соответствующее программное обеспечение.
Компьютеры должны быть подключены к сети Интернет.
Педагог должен иметь соответствующую квалификацию и владеть названными в опыте программами.
Обучающимся необходимо иметь начальный уровень компьютерной компетентности.

Методическое обеспечение
Для реализации опыта в массовой практике могут быть использованы:
" программа для занятий кружка авиамодельного кружка "Юный авиатор",
" методическое пособие: "Авиамодели"",
" настоящий опыт.


Назад

Сайт управляется системой uCoz