Дополнительная общеобразовательная программа (в сокращенном виде)
"Волшебные узелки""
для кружка "МАКРАМЕ"на 3 года обучения (для детей 10-18 лет)

Направление : научно- техническое
Автор : Жильцова Ирина Ивановна

Программа является дипломантом V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и является результатом размышлений о путях решения проблем, возникших в традиционном преподавании,
основанном на знаниевой парадигме, а также результатом практической работы автора и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой плетения "макраме". Программа апробирована на Станции юных техников в течение 5 лет, переработана по результатам апробации.
Программа не имеет аналогов, т.к. не только прививает умения и навыки плетения в технике макраме, но и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Отличительной особенностью ее является использование нестандартных материалов для работы, а также интегрирование с кружками технической направленности для создания механических, электронных игрушек либо для разработки оригинальных интерьерных решений.
В рамках реализации данной программы детям предоставляется возможность освоения основ ведения учебно-исследовательской деятельности. С этой точки зрения программа может быть отнесена к научно-технической направленности с художественным уклоном.

Актуальность программы

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
МАКРАМЕ является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные ковры и коврики, корзинки, детали одежды, аксессуары, игрушки и т.д. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях макраме в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся находят ответ на вопрос: "Кем быть?", а также приобретают знания, специфические для области различных видов плетения, навыки в технике плетения макраме.
В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных узлов в процессе плетения поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно- ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок .

Цель программы

Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно - творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.


Задачи программы

Образовательные:
-изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
-возведение базиса личностной культуры,
-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
-экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людам труда
Развивающие:
-развитие у детей творческого мышления ,
-знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
-учить детей видеть красоту окружающего мира.

Система оценки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты участия детей в выставках различных уровней фиксируются в творческой книжке каждого обучающегося кружка. По освоении полного курса обучения в кружке на основании достижений, зафиксированных в творческой книжке, обучающимся выдается свидетельство об окончании обучения.
Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием обучающихся. Программа начального и углубленного уровней объединены в одном учебном году, для более эффективного развития детей в разноуровневых группах.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе начального и углубленного уровня обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
-обозначения основных узлов макраме,
-основные приемы плетения в технике микромакраме,
-способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы,
-владение основными приемами шитья,
-расширение кругозора в области истории, математики, биологии.
-приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения,

и дополнительные знания, умения и навыки:
-плетение по схеме,
-составление схемы плетения по образцу.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе итогового уровня обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания, умения и навыки:
-плетение украшающих и отделочных узлов и узоров,
-приемы плетения двухцветного и многоцветного полотна,
-основные понятия в композиции и аранжировке цветов,
-расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества,
-умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности,

и дополнительные знания и умения;
-самостоятельная разработка поделок, составление схемы,
-изготовление их по творческому замыслу.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение. При этом совмещено обучение детей первого и второго года обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Для этого занятия проводятся с группами детей соответствующего уровня знаний и способностей.
Тогда одна группа проходит программу второго года обучения в течение двух лет, а вторая группа - в течение одного года. Четвертый и более год обучения должен планироваться по индивидуальной программе обучения.
Возраст обучающихся в группе первого- второго года обучения составляет 10-12 лет, третьего года обучения - 12 лет и старше. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, навыки общеобразовательной школы, требуемые программой данного вида творчества и года обучения в кружке, формируются к указанному возрасту. Дальнейшее обучение в кружке возможно по индивидуальной программе обучения.
Количество детей в группе начального и углубленного уровня обучения составляет 10-12 человек, в группе итогового уровня обучения 8-10 человек, так как особенности организации образовательно - воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством детей не более указанного.
Режим работы кружка для начального и углубленного уровня обучения - два занятия неделю по 3 часа, для итогового уровня обучения режим работы такой же - два занятия в неделю по 3 часа, всего 216 часов за учебный год.

Тематический план обучения
Тематический план начального и углубленного образовательного уровня обучения

№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол.
занятий
Практ.
Теорет.
Всего
1
Вводное занятие - 3 3 1
2
Основные узлы и приемы узелкового плетения 22 2 24 8
3
Плетение в кольце и по кругу 43 5 48 16
3.1
Работа в кольце. Настенные игрушки 24 3 27 9
3.2
Корзинки 18 3 21 7
4
Оформление изделий фестонами, кистями, бахромрй (ветки, панно, кашпо) 58 8 66 22
5
Приемы изменения числа нитей в процессе работы 30 6 36 12
5.1
Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) 15 3 18 6
5.2
Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки) 15 3 18 6
6
Плетение цветного полотна (приемы Квандоли и замены рабочей нити) 30 3 33 11
7
Закрытие кружковой работы 4 2 6 2
ИТОГО 187 29 216 72

Примечание. Тема 4, обязательны для детей, осваивающих данную программу за один год или обучающихся по данной программе второй год. При этом часы, рассчитанные для изучения указанной темы, для детей, обучающихся по данной программе в течение двух лет, перераспределяются на остальные темы.

Тематический план группы итогового образовательного уровня обучения

№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол.
занятий
Практ.
Теорет.
Всего
1
Вводное занятие - 3 3 1
2
Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров) 44 4 48 16
2.1
Очешники, косметички, кошельки 22 2 24 8
2.2
Броши, кулоны, браслеты 22 2 24 8
3
Микромакраме 58 8 66 22
3.1
Плетение цветов 19 2 21 7
3.2
Плетение игрушек 21 3 24 8
3.3*
Разработка композиций 18 3 21 7
4
Экология и мы Плетение из старых капроновых колготок 22 2 24 8
5
Объемное макраме 37 8 45 15
5.1
Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных 17 4 21 7
5.2
Плетение объемных игрушек 20 4 24 8
6
Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла 20 4 24 8
7
Закрытие кружковой работы 4 2 6 2
ИТОГО 187 29 216 72

*Примечание. Раздел 3.3 "Разработка композиций" предлагается детям, работающим с поделками IV уровня сложности. Остальные обучающиеся продолжают изготовление поделок микромакраме.

Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.

Список литературы

для детей :
1. Краузе А. Макраме. - Ташкент: Ташкент, 1987
2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат,1993
3. Пивовар В. Макраме и фриволите.- Спб.: ООО "Золотой век", ТООО "Диамант", - 1998
4. Соколовская М. Макраме. - Минск: Полымя,1983
5. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. - Минск: Хэлтон , 2000

для педагогов :
1. /Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,2001
2. Внешкольник, №№4,7, 8, 9 , 1999; №№ 7- 8, 2000
3. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998
4. Воспитание школьников, № 2,1998
5. Дети, техника, творчество, №1, 2000
6. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ
7. /Дополнительное образование, №№ 1,3 2000, №7-8,2001
8. Закон РФ " Об образовании"
9. Инструкции по ОБЖ
10. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.; Педагогика, 1990
11. Конвенция о правах ребенка
12. /Народное образование, №№ 5,6 ,1995, N7, 1997
13. Положение о кружке филиала Дзержинского ЦДТ Станции юных техников
14. Положение об учебном кабинете Станции юных техников,
15. Положение о распределении педагогической нагрузки и наполняемости групп филиала ЦДТ, СЮТ
16. Колокольцева С. Макраме для всех. - Смоленск : Русич, 1997
17. Кузьмина М. Макраме. - М.: ПК " Алтай ", 1994
18. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997
19. Новикова Е. Вдохновение. Аранжировка цветов и флористика.- Минск: ПП "МЕТ",1994
20. Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО "Золотой век", ТООО "Диамант", - 1998
21. РябининаГ.В. Объемное макраме.- М.:издатель И.В.Балабанов, 1997
22. СоснинаТ Макраме. Художественное плетение. - Ленинград: Лениздат, 1985
23. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. - Минск: "Хэлтон", 2000

для родителей :
1. Будущее без общества или общество без будущего?/ Новый Акрополь, №1-2001
2. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования. - /Бюллетень №1, 2001
3. Кузьмина М. Азбука макраме . - М.: Легпромиздат, 1993
4. Соколовская М. Знакомьтесь с макраме. -М.: Просвещение,
1990.

Назад

Сайт управляется системой uCoz