Дополнительная общеобразовательная программа (в сокращенном виде)
"Юный авиатор"
для авиамодельного кружка на 3 года обучения (для детей 10-18 лет)

Направление : спортивно- техническое
Автор : Осипенко Вячеслав Михайлович

Программа является дипломантом IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей

Актуальность программы

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель программы
- создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом.

Задачи программы

Обучающие:
развитие у детей технического мышления; изучение основ аэродинамики; обучение умению планирования своей работы;изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение способам разработки чертежей самолетов; обучение приемам и технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей; подготовка спортсменов- авиамоделистов.
Развивающие:
знакомство с историей развития авиации; создание условий к саморазвитию учащихся; начальная профориентация.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами; воспитание воли, стремления к победе; воспитание чувства самоконтроля; воспитание патриотизма.

Педагогическое обеспечение программы

Теория и практика авиамоделизма выстраиваются в логике трех образовательных уровней, которые распределяются по трем годам обучения.
На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных летающих моделей, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться.
Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в кружке и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия летающего аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.
Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить и знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.
Итоговый профессионально-ориентированный уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели, в том числе, с применением ПЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления, строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиамодельному спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.
Участию в соревнованиях предшествует большая психологическая подготовка: должна быть уверенность в своих силах, в поддержке товарищей по команде, умение сконцентрировать волю в критический момент. Кроме этого, соревнования - возможность самооценки и обмена информацией.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического творчества и соревнованиях.
Образовательные уровни авиамодельного кружка формируют главный стимул для воспитанников - ощущение постоянного внутреннего движения.

Методы работы

Основной метод проведения занятий в кружке - практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности /15-20 минут/ с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса, игры.
В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основным методом становится научно - поисковый и проблемный.
При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, а также с разработками автора (пособия по изготовлению бумажных, схематических и пенопластовых моделей). Учащиеся готовят сообщения по основным вопросам.
Участие в соревнованиях кружковых, районных, классификационных, городских, областных является неотъемлемой частью образовательного процесса в авиамодельном кружке. Так, в районе и городе существует реальная система, обеспечивающая ребенка необходимым количеством соревнований в течение года. Реальный итог результатов участия в соревнованиях - присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение. Дальнейшее обучение возможно для обучающихся, освоивших полный курс обучения по данной программе и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. В таком случае продолжение обучения может осуществляться в плане подготовки спортсменов - разрядников.
Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений.
Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.
Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Количество членов кружка- 12 - 15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Кружок работает 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный год.
В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.
Количество членов кружка составляет 10- 12 человек. Кружок работает 2 раза в неделю по 3 часа / 216 часов, 72 занятия в год /.
В кружке третьего года обучения решается задача максимального развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к рационализаторско - изобретательской деятельности, участия в соревнованиях по авиамодельному спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов кружка должен быть достаточно высоким. Программа обучения рассчитана на учащихся 7- 11-х классов, а также учащихся училищ и колледжей. Количество членов кружка 8-10 человек. Кружок работает по 8 часов в неделю: два занятия по 3 часа и одно занятие двухчасовое / тренировочное/. Всего 288 часов , 108 занятий в год.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
2
-
2
1
2 БУМАЖНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ
- планер нормальной схемы.,
- планер схемы "утка",
- планер "Стрела",
- планер "Искра",
- планер "Сокол"
2 3 10 5
3 МОДЕЛИ ИЗ ПЕНОПЛАСТА
- метательная модель полукопия
- модель планера
- модельсамолета с резиномотором
4 18 22 11
4 ВЕРТОЛЕТ "МУХА" 2 8 10 5
5 СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ПЛАНЕРА
7 35 42 21
6 СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
САМОЛЕТА С РЕЗИНОМОТОРОМ
9 41 50 25
7 УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ - 6 6 3
8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 - 2 1
 
ИТОГО :
28
116
144
72

Учебно- тематический план группы второго года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
3
-
3
1
2 МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА 5 43 48 16
3 МОДЕЛЬ
САМОЛЕТА С РЕЗИНОМОТОРОМ
6 48 54 18
4 ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ 1 8 9 3
5 АВИАМОДЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ 1 8 9 3
6 КОРДОВАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ 9 72 81 27
7 УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ - 9 9 3
8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 - 3 1
 
ИТОГО :
28
188
216
72

Учебно- тематический план группы третьего года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
3
-
3
1
2 ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
3 24 21 8
3 АЭРОДИНАМИКА ЛЕТАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ.
Конструкция и технология их изготовления
21 156 177 59
4 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАПУСКИ МОДЕЛЕЙ.
Подготовка к участию в соревнованиях.
- 72 72 36
5 УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ - 9 9 3
6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 - 3 1
 
ИТОГО :
30
258
288
108

ЛИТЕРАТУРА

- для педагогов:
1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
3. Жуковский Н.Е. Теория винта.- Москва,1937г.
4. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г.
5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
6. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1978г.
7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1989г.
8. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. - М: ДОСААФ СССР, 1982г.
9. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ СССР, 1981г.
- для детей
1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
2. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ ССР,1981г.
3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
4. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г.
5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 1973г.
6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
7 . Шахат А.М. Резиномоторная модель. - М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
- для родителей:
1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
2. Мараховский С.Д. Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели.- М.:"Машиностроение",1989г.
3. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г
4. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,1982г.

Назад

Сайт управляется системой uCoz