Актуальность
программы
Настоящая программа
оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных
моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность
в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов-
спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего
фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами
летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих
стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и
время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся
имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный
и приемлемый для него.
Цель программы
- создание условий для индивидуального развития творческого потенциала
обучающихся через занятия авиамодельным спортом.
Задачи
программы
Обучающие:
развитие у детей технического мышления; изучение основ аэродинамики; обучение
умению планирования своей работы;изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение способам разработки
чертежей самолетов;
обучение приемам и технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей;
подготовка спортсменов- авиамоделистов.
Развивающие:
знакомство с историей развития авиации; создание условий к саморазвитию
учащихся; начальная профориентация.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование гуманистического
стиля взаимоотношений с товарищами; воспитание воли, стремления к победе;
воспитание чувства самоконтроля; воспитание патриотизма.
Педагогическое
обеспечение программы
Теория и практика
авиамоделизма выстраиваются в логике трех образовательных уровней, которые
распределяются по трем годам обучения.
На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных
летающих моделей, с приемами работы различными инструментами, получают
сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться.
Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг
первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению
и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате
работы в кружке и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических
занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия летающего
аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития
авиации.
Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний
по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике
несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий
- расширить и знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике
моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности
посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.
Итоговый профессионально-ориентированный уровень обучения достигается
расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике,
по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели,
в том числе, с применением ПЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления,
строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиамодельному спорту,
готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.
Участию в соревнованиях предшествует большая психологическая подготовка:
должна быть уверенность в своих силах, в поддержке товарищей по команде,
умение сконцентрировать волю в критический момент. Кроме этого, соревнования
- возможность самооценки и обмена информацией.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические
издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках
технического творчества и соревнованиях.
Образовательные уровни авиамодельного кружка формируют главный стимул
для воспитанников - ощущение постоянного внутреннего движения.
Методы
работы
Основной метод
проведения занятий в кружке - практическая работа, как важнейшее средство
связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют
теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся
успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком
ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных
бесед небольшой продолжительности /15-20 минут/ с пояснениями по ходу
работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса
ребят специальной терминологией.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется
для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического
материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка. Подача
теоретического материала производится параллельно с формированием практических
навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса,
игры.
В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как
он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке
авиамоделей. Здесь уже основным методом становится научно - поисковый
и проблемный.
При проведении занятий используется также метод консультаций и работы
с технической, справочной литературой, а также с разработками автора (пособия
по изготовлению бумажных, схематических и пенопластовых моделей). Учащиеся
готовят сообщения по основным вопросам.
Участие в соревнованиях кружковых, районных, классификационных, городских,
областных является неотъемлемой частью образовательного процесса в авиамодельном
кружке. Так, в районе и городе существует реальная система, обеспечивающая
ребенка необходимым количеством соревнований в течение года. Реальный
итог результатов участия в соревнованиях - присвоение спортивных результатов
при выполнении требуемых норм.
Организация
деятельности кружка
Программа работы
кружка рассчитана на трехгодичное обучение. Дальнейшее обучение возможно
для обучающихся, освоивших полный курс обучения по данной программе и
обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями
в области авиамоделизма. В таком случае продолжение обучения может осуществляться
в плане подготовки спортсменов - разрядников.
Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня
знаний и умений.
Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая
осенние, зимние и весенние каникулы.
Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, не
имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Количество членов
кружка- 12 - 15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка
144 часа. Кружок работает 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный
год.
В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную
направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений
и навыков. Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.
Количество членов кружка составляет 10- 12 человек. Кружок работает 2
раза в неделю по 3 часа / 216 часов, 72 занятия в год /.
В кружке третьего года обучения решается задача максимального развития
творческих способностей обучающихся, приобщения их к рационализаторско
- изобретательской деятельности, участия в соревнованиях по авиамодельному
спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов кружка должен быть достаточно
высоким. Программа обучения рассчитана на учащихся 7- 11-х классов, а
также учащихся училищ и колледжей. Количество членов кружка 8-10 человек.
Кружок работает по 8 часов в неделю: два занятия по 3 часа и одно занятие
двухчасовое / тренировочное/. Всего 288 часов , 108 занятий в год.
УЧЕБНО-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно-
тематический план группы первого года обучения
Номер
темы
|
Наименование
и содержание темы
|
Количество
часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ
|
2
|
-
|
2
|
1
|
2 |
БУМАЖНЫЕ
ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ
- планер нормальной схемы.,
- планер схемы "утка",
- планер "Стрела",
- планер "Искра",
- планер "Сокол" |
2 |
3 |
10 |
5 |
3 |
МОДЕЛИ
ИЗ ПЕНОПЛАСТА
- метательная модель полукопия
- модель планера
- модельсамолета с резиномотором |
4 |
18 |
22 |
11 |
4 |
ВЕРТОЛЕТ
"МУХА" |
2 |
8 |
10 |
5 |
5 |
СХЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
ПЛАНЕРА |
7 |
35 |
42 |
21 |
6 |
СХЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
САМОЛЕТА С РЕЗИНОМОТОРОМ |
9 |
41 |
50 |
25 |
7 |
УЧАСТИЕ
В СОРЕВНОВАНИЯХ |
- |
6 |
6 |
3 |
8 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
2 |
- |
2 |
1 |
|
ИТОГО
:
|
28
|
116
|
144
|
72
|
Учебно-
тематический план группы второго года обучения
Номер
темы
|
Наименование
и содержание темы
|
Количество
часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3
|
-
|
3
|
1
|
2 |
МОДЕЛЬ
ПЛАНЕРА |
5 |
43 |
48 |
16 |
3 |
МОДЕЛЬ
САМОЛЕТА С РЕЗИНОМОТОРОМ |
6 |
48 |
54 |
18 |
4 |
ВОЗДУШНЫЕ
ВИНТЫ |
1 |
8 |
9 |
3 |
5 |
АВИАМОДЕЛЬНЫЕ
ДВИГАТЕЛИ |
1 |
8 |
9 |
3 |
6 |
КОРДОВАЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ |
9 |
72 |
81 |
27 |
7 |
УЧАСТИЕ
В СОРЕВНОВАНИЯХ |
- |
9 |
9 |
3 |
8 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3 |
- |
3 |
1 |
|
ИТОГО
:
|
28
|
188
|
216
|
72
|
Учебно-
тематический план группы третьего года обучения
Номер
темы
|
Наименование
и содержание темы
|
Количество
часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3
|
-
|
3
|
1
|
2 |
ЕДИНАЯ
СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
|
3 |
24 |
21 |
8 |
3 |
АЭРОДИНАМИКА
ЛЕТАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ.
Конструкция и технология их изготовления |
21 |
156 |
177 |
59 |
4 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ЗАПУСКИ МОДЕЛЕЙ.
Подготовка к участию в соревнованиях. |
- |
72 |
72 |
36 |
5 |
УЧАСТИЕ
В СОРЕВНОВАНИЯХ |
- |
9 |
9 |
3 |
6 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3 |
- |
3 |
1 |
|
ИТОГО
:
|
30
|
258
|
288
|
108
|
ЛИТЕРАТУРА
- для педагогов:
1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер
В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение,
1990г.
2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
3. Жуковский Н.Е. Теория винта.- Москва,1937г.
4. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г.
5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
6. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1978г.
7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: "
Машиностроение",1989г.
8. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. - М: ДОСААФ СССР, 1982г.
9. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ СССР, 1981г.
- для детей
1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
2. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ ССР,1981г.
3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
4. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г.
5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ
СССР, 1973г.
6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
7 . Шахат А.М. Резиномоторная модель. - М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
- для родителей:
1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
2. Мараховский С.Д. Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели.- М.:"Машиностроение",1989г.
3. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г
4. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,1982г.
|