Дополнительная общеобразовательная
П Р О Г Р А М М А

"Солнечный лучик"
(в сокращенном виде)

для кружка мягкой игрушки
на 3 года обучения ( для детей 7-16 лет )
Автор - Меренкова Елена Алексеевна

Актуальность программы

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
.

Целью программы является развитие художественно- творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

Задачи программы
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.
Обучающие: изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке.
Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

Система оценки результатов

Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс- опросы, по мере изготовления игрушек в кружке проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной игрушке. Итогом работы детей является
также участие их в районных и городских выставках, конкурсах.
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно- индивидуальную ( качество индивидуальной работы, общая итоговая работа).

Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
" знание внешнего вида , обозначения и техники выполнения основных швов,
" владение приемами изготовления несложных игрушек,
" владение способами оформления поделок,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
" знание основ техники шитья на швейной машинке,
" владение приемами изготовления сложных игрушек,
" умение корректировки выкроек игрушек,
" владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушек,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования, черчения.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
" знание видов русского народного творчества ,
" знание элементов русского народного костюма,
" владение приемами самостоятельного конструирования и изготовления игрушек,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования, черчения.


Технологическое обеспечение программы

Опыт показывает, что занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Данная программа способствует полному усвоению предложенного материала и на уровне элементарного образования , и на уровне начальной допрофессиональной подготовки.
Для большей заинтересованности детей в занятиях кружка проводятся совместные занятия с техническими кружками для создания механизированных, электрифицированных и электронных игрушек.
Особенность заданий для выполнения на занятиях кружка состоит в их методическом обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе и заверить ее на творческой "нотке". Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.
Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.
Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки и пр.)
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей.
В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия.
Элементарное образование - это целевое образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно- культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребенка.
Для старших - предлагаются более сложные поделки. На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей.
На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и машинной работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки.
Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей.
Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях: репродуктивном, репродуктивно- творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать годам обучения, т.к. одни дети к концу первого года обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно- творческом уровнях, а другие и на третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне.

Работа по созданию и развитию коллектива
На занятиях кружка дети учатся жить и работать в коллективе, для этого создаются все условия.
Дети в кружке разновозрастные, что является идеальным вариантом обучения. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, т.к. здесь царит лад, согласие, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение : более умелые и знающие охотно помогают младшим освоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: "Из рук- в руки", что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.
Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и проведение их в кружке .

Организация работы кружка


Образовательный курс программы по "Мягкой игрушке" рассчитан на 3 года. Для успешного освоения программы количество детей в группе начального обучения - до 15 человек, для второго года обучения - до 12 человек, для третьего года обучения - до 10 человек. Режим работы кружка - 2 раза в неделю:
- для детей 1-го года обучения по 2 часа, всего 144 часа в год,
- для детей 2-го и 3-го года обучения по 3 часа, всего 216 часов в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
2. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
3. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М., 1978г.
5. Закон РФ " Об образовании",
6. Инструкции по ОБЖ,
7. Конвенция о правах ребенка,
8. Петухова В.И. , Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М., 1999г.
9. Положение о кружке филиала Дзержинского ЦДТ Станции юных техников,
10. Положение об учебном кабинете Станции юных техников,
11. Положение о распределении педагогической нагрузки и наполняемости групп филиала ЦДТ, СЮТ,
12. Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Станции юных техников,
13. Устав Дзержинского Центра детского творчества.

Назад

Сайт управляется системой uCoz