Дополнительная общеобразовательная программа (в сокращенном виде)
"Юный техник"
для кружка начавльного технического моделирования на 2года обучения (для детей 7- 11 лет)

Направление : спортивно- техническое
Автор : Осипенко Вячеслав Михайлович

Актуальность программы

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Осуществление политехнического обучения по данной программе дает возможность учащимся по окончании курса обучения по настоящей программе определиться с выбором занятий в специализированных кружках - авиамодельном, судомодельном, радиотехническом и т.д.
Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей.
В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель программы

Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству;

Задачи программы

Обучающие:
подготовка к занятиям специальным моделированием /судо -, авто -, авиамоделирование, радиотехника и т.д. /; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам разметки; обучение приемам установления причинной зависимости; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
развитие у детей технического мышления; развитие образного мышления; создание условий к саморазвитию учащихся.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля. воспитание у обучающихся чувства гражданственности,

Характеристика ожидаемых результатов

В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь ребенка от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только " вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей разума и воли.
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке 1-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:
умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок, умение планировать порядок рабочих операций, умение производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления, умение постоянно контролировать свою работу, умение изготавливать несложные модели, умение пользоваться простейшими инструментами, владение навыками работы с бумагой и картоном, владение навыками работы с природным материалом, знания основных понятий из черчения, знание основных геометрических фигур, знание основных терминов из технического моделирования, знание отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;
и дополнительные знания и умения:
знание закономерностей построения развертки технических объектов; владение приемами самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления.

В результате обучения в кружке 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:
знание свойств древесины, пенопласта, знание основных понятий композиции, знание основных понятий и терминов аэро- и гидродинамики, знание правил дорожного движения, знание инструмента для обработки древесины, владение приемами обработки / механической и термической/ пенопласта, владение приемами обработки древесины, владение технологией постройки летающих и плавающих моделей;
и дополнительных знаний и умений:
знание классификации спортивных моделей,
владение технологией построения моделей в соответствии со спортивной классификацией.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в выставках и конкурсах.

Педагогическое обеспечение программы

Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания, их ум не подавляется внешним воздействием;
программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.
Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.
Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке.
Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагается сотрудничество с техническими кружками различной направленности в создании механической или радиофицированной игрушки, к примеру.
На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного творчества. Для расширения кругозора используется сотрудничество с учреждениями образования и культуры.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.
Возраст воспитанников в группе первого года обучения 6-9 лет, количество детей составляет 12 -15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Кружок работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72 занятия за учебный год.
Возраст воспитанников в группе второго года обучения- 9-11 лет, количество детей составляет - 10-12 человек. Кружок работает 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов, 72 занятия в год).
Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством не более указанного
.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 - 2 72
2 ОРИГАМИ 6 30 36 18
3

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА:

10

60 70 35
  - Первоначальная графическая подготовка 2 10 12 6
  - Изготовление макетов и моделей из плоских деталей 4 18 22 11
  - Изготовление объемных макетов и моделей 6 30 36 18
4 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ 6 28 34 17
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 - 2 1
 
ИТОГО :
26
118
144
72

Учебно- тематический план группы второго года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
3
-
3
1
2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА 15 187 102 34
2.1 Графическая подготовка
3 15 18 6
2.2 Разработка и изготовление объемных макетов и моделей
12 72 84 28
3 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
6 30 36 12
4 ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ ФАНЕРЫ И ДРЕВЕСИНЫ 12 60 72 24
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 - 3 1
 
ИТОГО :
39
177
216
72

ЛИТЕРАТУРА


1. Андриянов П.Н., Галагузова М.А., под ред. Развитие технического творчества младших школьников.- М: " Просвещение " 1990г.
2. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. -М.: Просвещение,1981г.
3. Гульянц Э. Учите детей мастерить. - М: Просвещение,1984г.
4. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. -М: Просвещение , 1982г.
5. 5.Заворотнов В. От идеи до модели. -М: Просвещение, 1982г.
6. Турьян В. Простейшие авиационные модели. - М: ДОСААФ СССР,1982г.

Назад

Сайт управляется системой uCoz