Дополнительная общеобразовательная программа (в сокращенном виде)
"Лесовичок"
для кружка поделок из природных материалов на 2года обучения (для детей 6-15 лет)

Направление : художественно-эстетическое
Автор : Донскова Екатерина Вячеславовна

Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Цель программы
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе.

Характеристика ожидаемых результатов

В процессе занятий с природными материалами, педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке 1-го года обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств природного материала, o знания основных видов работ с природным материалом (резьба, росписи и др.), знания основных приемов работы с природным материалом, o владение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области биологии, изобразительного искусства, литературы.
В результате обучения в кружке 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок, умение последовательно вести работу, умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок, владение приемами обработки природного материала, знание основных понятий композиции, умение составлять композиции из природного материала, владение технологией изготовления поделок из природного материала;
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, соревнованиях и выставках.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Группа первого года обучения комплектуется из детей 6-10 лет, их количество составляет 12-15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72 занятия за учебный год.
Возраст обучающихся в группе второго года обучения - 10-14 лет, количество детей составляет 10-12 человек. Группа работает 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов, 72 занятия в год). Возможна реализация программы второго года обучения с нагрузкой в 144 час. в зависимости от контингента.
Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством, не более указанного.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
2
-
2
1
2 СБОР ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 1 5 6 3
3 ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ ЦЕЛЫХ ФОРМ РАСТЕНИЙ 6 36 42 21
4 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ МОЗАИКИ 6 36 42 21
5 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛ 8 42 50 25
6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 - 2 1
 
ИТОГО :
25
119
144
72

Учебно- тематический план группы второго года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество
заий
теор
практ
ВСЕГО
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
3
-
3
1
2 СБОР ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 1 8 9 3

3


3.1

3.2

3.3

ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МАТЕРИАЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Изготовление изделий из материала растительного происхождения
Изготовление изделий из материала животного происхождения
Составление композиций из материала растительного и животного происхождения

21


6

6

9

105


24

24

57
126


30

30

66
42


10

10

22
4 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО 12 63 75 25
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 - 3 1
 
ИТОГО :
40
176
216
72

ПРИМЕЧАНИЕ. Тематические планы могут корректироваться в процессе учебного года в зависимости от контингента обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА


1. 1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,6-2003.
2. Внешкольник, № 7-8, 1999. №4,7-8 - 99, №6-2003, №6-2004.
3. Выгонов В. В. "Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. - М.: Первое сентября. 2003.
4. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. - М.: Просвещение, 1981.
5. Гулянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991.
6. Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа" (№9, 1998)
7. Ежемесячный научно-методический журнал "Школа и производство" (№03, 2004)
8. Ежемесячный научно-методический журнал "Школа и производство" (Народное образование, №№ 5,6 ,1995, №7, 1997. №5-2002).
9. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. Уч. пособие по художественному труду. Linka-Press, 1996.
10. Положение о кружке Станции юных техников.
11. Положение об учебном кабинете.
12. Программы. Техническое творчество учащихся. - М: "Просвещение" 1995.
13. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
14. Устав МОУ Центр детского творчества Дзержинского района г. Волгограда.
15. Чернышев И. "Основы художественного ремесла"
16. Щеблыкин И. К., Романина В. П., Катакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. М., "Просвещение", 1990.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

На одну группу из 15 человек на год

Наименование инструмента
Кол-во
Расходные материалы
Кол-во
Линейки
Угольники разные
Кисти
Ножницы
Карандаши
15
2
20
15
20
Цветная бумага
Картон
Краски акварельные
Клей ПВА
Природные материалы
Скотч
Ватман
15 наб.
45 наб.
8 кор.
5л.

3шт.
20лист.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа может быть использована для организации работы объединений дополнительного образования. Программа может быть успешно реализована только при наличии указанной выше материально-технической базы, литературы, указанной в программе. Обязательным также является подготовка и участие ребят в выставках и конкурсах. Без этого невозможен творческий рост обучающихся.


Назад

Сайт управляется системой uCoz