Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
филиал Центра детского творчества Дзержинского района г.Волгограда
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
Описание
опыта
использования
информационных технологий
в авиамодельном кружке
Волгоград
2003
I Информационно-справочные
сведения об опыте
1.1.
Тема опыта:
"Использование информационных технологий в авиамодельном кружке".
1.2.
Автор опыта: Осипенко Вячеслав Михайлович, педагог филиала Центра детского
творчества Дзержинского района г. Волгограда Станцией юных техников.
1.3.
Место функционирования опыта: Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей филиал Центра детского творчества Дзержинского
района г.Волгограда Станция юных техников (СЮТ).
Адрес: 400094, г. Волгоград, ул. им.51 Гвардейской дивизии, д. 46.
Телефон: 35-38-01.
1.4. Новизна опыта - эвристический.
В настоящее время имеются
отдельные попытки использования ПВМ в авиамоделизме. Это связано с отсутствием
компьютеров в подавляющем большинстве учреждений дополнительного образования
детей, а также с отсутствием у руководителей кружков соответствующей подготовки.
Внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного
кружка не нова, однако использование их в качестве средств обновления
образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов
на современном этапе пока не изучена и мало используется в практике.
1.5. Длительность
функционирования опыта - 2 года.
1.6. Какими
материалами представлен опыт: опыт представлен настоящим описанием и следующими
приложениями:
1. Новая редакция образовательной программы кружка "Юный авиатор".
2. Пособие по изготовлению авиамоделей.
3. Образцы моделей по чертежами, разработанными в программе "AvtoCAD".
4. Фрагменты занятий авиамодельного кружка.
5. Фрагменты сайта
II
Технологические сведения об опыте
2.1.
Актуальность опыта
Индустрия компьютерных
игр при быстром развитии вычислительной техники расставляет свои приоритеты:
нынешнее поколение молодых возможность погонять компьютерные игры ставит
выше, чем желание углубить свою компетентность в любой области знаний.
Скорее всего, это явление относится к "болезням роста", но не
учитывать этого нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда педагоги осознают, что ученики, по сути
дела, оказываются намного компетентнее их в вопросах освоения компьютерной
техники. Видимо, целесообразно использовать интерес детей к компьютерным
играм, компьютеру вообще как объединяющее начало при организации деятельности
кружков в дополнительном образовании.
В настоящее время техническое направление образовательной деятельности
в дополнительном образовании испытывает следующие затруднения:
" отсутствует укрепление и обновление материальной базы учреждений;
" в связи с низкой оплатой труда отсутствуют специалисты для руководства
техническими направлениями самодеятельности детей;
" падает наполняемость в группах занятий техническим творчеством;
" произошло смещение приоритетов в интересах детей в сторону повышения
их информационной компетентности;
" низкий уровень информированности населения о деятельности учреждений
дополнительного образования;
" рост детской безнадзорности и преступности.
В данном опыте
предлагается попытка решения проблем:
" наполняемости кружка и удовлетворения изменившихся запросов детей
в части информационной компетентности;
" повышения летных качеств и внешнего вида моделей.
2.2.
Задачи, решаемые в опыте
1. Организация использования
информационных технологий в деятельности кружка:
- компьютерная разработка чертежей авиамоделей;
- использование компьютерных симуляторов для тренировок с радиоуправлением
авиамоделей;
- использование возможностей Интернет в деятельности кружка;
2. Расширение возможностей привлечения к занятиям детей, попавших в социально
опасное положение;
3. Использование компьютерных симуляторов для диагностики специализации
подростков на итоговом уровне обучения.
2.3.
Педагогические средства, используемые в опыте
Организация использования
информационных технологий в авиамодельном кружке проводилась следующим
образом:
" подбор и освоение компьютерных программ;
" организация связи с Интернет;
" проведение корректировок программы кружка и методических пособий;
" организация освоения обучающимися изготовления моделей в процессе
работы над творческим проектом;
" обновление странички авиамодельного кружка сайта СЮТ.
2.4.
Технология опыта
Начало работы по решению
указанных выше задач - это анализ компьютерных возможностей Станции юных
техников кружков. Из анализа следовала необходимость:
" модернизации имеющихся компьютеров,
" выбор необходимых программ;
" подключение к сети Интернет;
" адаптация радиоуправления авиамоделями к выбранному компьютерному
симулятору.
Решение поставленных задач следовало начинать с модернизации компьютера.
Проведены были работы по подключению СЮТ к сети Интернет. Затем были подобраны
программы: "AvtoCAD" - для разработки чертежей, схемотехническая
EWB 5.12 - для проработки электрических схем, и FMS 2.0 Beta 07 - в качестве
симулятора для отработки навыков работы с радиоуправлением. Подобраны
были также более поздние версии испBользуемых ранее программ графического
редактора Adobe Photoshop и редактора по работе с HТML-файлам Dreamweaver.
Далее после освоения программ была проведена работа по адаптации радиоуправления
авиамоделями к компьютерному симулятору.
Выход в сеть Интернет дал широкие возможности доступа к информации в библиотеках
и сайтах всемирной паутины.
Таким образом, сформировалась целостная цепочка работы обучающихся на
итоговом уровне обучения - от выбора чертежа, компьютерной его разработки
до отработки навыков управления в полете готового самолета.
Попутно проведена еще одна работа: в процессе постройки моделей ребята
осваивают навыки учебно-исследовательской работы с оформление творческого
проекта.
При работе с симулятором появляется возможность выбора подростками специализации
в кружке и допрофессиональной ориентации: либо это будущий пилот, либо
механик.
Далее проводилась корректировка программы кружка и методических пособий
по изготовлению авиамоделей.
Для решения задачи более полного удовлетворения запросов детей в части
информационной компетентности организована работа над страничкой кружка
в сайте СЮТ (www.sut.dzadmin.volg.ru): обновление ее содержало новые разработки
чертежей авиамоделей, фрагменты программ, методическое пособие, положение
о соревнованиях, а также новости.
2.5.
Результативность опыта
Оценку результативности
функционирования предложенного опыта на Станции юных техников в течение
1999-2002гг. можно рассмотреть в нескольких аспектах.
" количество призовых мест, занятых обучающимися авиамодельного кружка,
с 15 в 1999-2001 уч. году выросло до 44 в 2002-2003 уч. году. Это результат
улучшения внешнего вида и летных качеств авиамоделей;
" в 2000-2001 учебном году личная страничка обучающегося кружка заняла
второе место в районном конкурсе сайтов;
" уменьшилось количество повреждений самолетов во время тренировочных
занятий;
" ребята имеют возможность определиться со специализацией обучения
на итоговом уровне (пилот-механик);
" подготовлен черновой вариант творческого проекта изготовления комнатной
модели копии самолета;
" обновлена образовательная программа деятельности кружка "Юный
авиатор" и пособие "Авиамодели";
" выпускник педагога, ныне студент Академии им. Можайского, нашел
своего руководителя через информацию о кружке в Интернет.
Для расширения возможностей привлечения к занятиям детей, попавших в социально
опасное положение, подготовлена педагогическая и методическая основа,
однако материальная база пока не позволяет реализовать эту возможность
из-за наличия в кружке только одного компьютера и одного радиоуправления.
III
Сведения об использовании опыта в массовой практике
3.1.
Условия функционирования опыта
Настоящий опыт может
быть использован в учреждениях дополнительного образования детей, а также
в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей
среднего и старшего школьного возраста.
Материально
- техническая база
Для реализации данного опыта необходимо иметь в кружке не менее 6 компьютеров
и, соответственно, не менее 6 адаптированных радиоуправлений к авиамоделям,
1 принтер и соответствующее программное обеспечение.
Компьютеры должны быть подключены к сети Интернет.
Педагог должен иметь соответствующую квалификацию и владеть названными
в опыте программами.
Обучающимся необходимо иметь начальный уровень компьютерной компетентности.
Методическое
обеспечение
Для реализации опыта в массовой практике могут быть использованы:
" программа для занятий кружка авиамодельного кружка "Юный авиатор",
" методическое пособие: "Авиамодели"",
" настоящий опыт.
|