Актуальность
программы
В
современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться
об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через
игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию,
речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям
умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства,
в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация.
Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство
формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями
русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает
способностью понимать язык народного искусства.
.
Целью программы является
развитие художественно- творческих способностей каждого ребенка в процессе
постижения мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи
программы
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности,
развитие любви к природе, формирование самостоятельности.
Обучающие: изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством
цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение
технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной
машинке.
Развивающие: знакомство
детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство
детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного
вкуса и творческого потенциала.
Система
оценки результатов
Оценка
знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии.
Проводятся экспресс- опросы, по мере изготовления игрушек в кружке проводятся
выставки, где сами дети дают оценку той или иной игрушке. Итогом работы
детей является
также участие их в районных и городских выставках, конкурсах.
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного
образования, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку
коллективно- индивидуальную ( качество индивидуальной работы, общая итоговая
работа).
Характеристика
ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого
года обучения предполагается, что дети получат следующие основные
знания и умения:
" знание внешнего вида , обозначения и техники выполнения основных
швов,
" владение приемами изготовления несложных игрушек,
" владение способами оформления поделок,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго
года обучения предполагается, что дети получат следующие основные
знания и умения:
" знание основ техники шитья на швейной машинке,
" владение приемами изготовления сложных игрушек,
" умение корректировки выкроек игрушек,
" владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушек,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования,
черчения.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего
года обучения предполагается, что дети получат следующие основные
знания и умения:
" знание видов русского народного творчества ,
" знание элементов русского народного костюма,
" владение приемами самостоятельного конструирования и изготовления
игрушек,
" расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования,
черчения.
Технологическое обеспечение программы
Опыт
показывает, что занятия в кружке открывают большие возможности для развития
детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют
детскую мысль.
Данная программа способствует полному усвоению предложенного материала
и на уровне элементарного образования , и на уровне начальной допрофессиональной
подготовки.
Для большей заинтересованности детей в занятиях кружка проводятся совместные
занятия с техническими кружками для создания механизированных, электрифицированных
и электронных игрушек.
Особенность заданий для выполнения на занятиях кружка состоит в их методическом
обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерицам не утратить
интерес к своей работе и заверить ее на творческой "нотке".
Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать
вкус к самому процессу постижения мастерства.
Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии
в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.
Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные
пособия (рисунки, фотографии, поделки и пр.)
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным
количеством деталей.
В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству
рукоделия.
Элементарное образование - это целевое образование на основе специально
определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-
культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования
ребенка.
Для старших - предлагаются более сложные поделки. На втором году обучения
происходит углубление и расширение знаний и возможностей.
На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и машинной
работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают самостоятельно
создавать различные поделки.
Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических
навыков у детей.
Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях: репродуктивном,
репродуктивно- творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны
в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать годам
обучения, т.к. одни дети к концу первого года обучения могут работать
на репродуктивном и репродуктивно- творческом уровнях, а другие и на третьем
году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне.
Работа по созданию и развитию коллектива
На занятиях кружка
дети учатся жить и работать в коллективе, для этого создаются все условия.
Дети в кружке разновозрастные, что является идеальным вариантом обучения.
В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, т.к.
здесь царит лад, согласие, порядок и дружелюбное общение. В смешанной
группе происходит взаимное обучение : более умелые и знающие охотно помогают
младшим освоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный
метод помощи: "Из рук- в руки", что способствует интересному
творческому общению и деловому дружелюбию.
Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и проведение
их в кружке .
Организация
работы кружка
Образовательный курс программы по "Мягкой игрушке" рассчитан
на 3 года. Для успешного освоения программы количество детей в группе
начального обучения - до 15 человек, для второго года обучения - до 12
человек, для третьего года обучения - до 10 человек. Режим работы кружка
- 2 раза в неделю:
- для детей 1-го года обучения по 2 часа, всего 144 часа в год,
- для детей 2-го и 3-го года обучения по 3 часа, всего 216 часов в год.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
2. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
3. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М., 1978г.
5. Закон РФ " Об образовании",
6. Инструкции по ОБЖ,
7. Конвенция о правах ребенка,
8. Петухова В.И. , Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М., 1999г.
9. Положение о кружке филиала Дзержинского ЦДТ Станции юных техников,
10. Положение об учебном кабинете Станции юных техников,
11. Положение о распределении педагогической нагрузки и наполняемости
групп филиала ЦДТ, СЮТ,
12. Положение об образовательном учреждении дополнительного образования
детей, Станции юных техников,
13. Устав Дзержинского Центра детского творчества.
|