Актуальность
программы
Настоящая
программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического
мышления на занятиях кружка начального технического моделирования.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой
деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в
виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают
мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Осуществление политехнического обучения по данной программе дает возможность
учащимся по окончании курса обучения по настоящей программе определиться
с выбором занятий в специализированных кружках - авиамодельном, судомодельном,
радиотехническом и т.д.
Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают
упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако
следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности
ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей.
В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения,
работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами.
Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят
построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый
мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана,
кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего
фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами
летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих
стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и
время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся
имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный
и приемлемый для него.
Цель программы
Создание
условий развития личности, способной к техническому творчеству;
Задачи
программы
Обучающие:
подготовка к занятиям специальным моделированием /судо -, авто -, авиамоделирование,
радиотехника и т.д. /; обучение приемам работы с инструментами; обучение
умению планирования своей работы; обучение приемам разметки; обучение
приемам установления причинной зависимости; начальные сведения о построении
чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение
приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
развитие у детей технического
мышления; развитие образного мышления; создание условий к саморазвитию
учащихся.
Воспитательные:
воспитание уважения
к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание
чувства самоконтроля. воспитание у обучающихся чувства гражданственности,
Характеристика
ожидаемых результатов
В
процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь ребенка
от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только
" вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь",
на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей
разума и воли.
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные
задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым
они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке 1-го года обучения по данной программе
предполагается, что дети получат основные знания и умения:
умение самостоятельно
пользоваться литературой для изготовления поделок, умение планировать
порядок рабочих операций, умение производить разметку, делать необходимые
измерения и вычисления, умение постоянно контролировать свою работу, умение
изготавливать несложные модели, умение пользоваться простейшими инструментами,
владение навыками работы с бумагой и картоном, владение навыками работы
с природным материалом, знания основных понятий из черчения, знание основных
геометрических фигур, знание основных терминов из технического моделирования,
знание отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;
и дополнительные знания
и умения:
знание закономерностей
построения развертки технических объектов; владение приемами самостоятельного
построения развертки поделок для их изготовления.
В
результате обучения в кружке 2-го года обучения по данной программе
предполагается, что дети получат основные знания и умения:
знание свойств древесины,
пенопласта, знание основных понятий композиции, знание основных понятий
и терминов аэро- и гидродинамики, знание правил дорожного движения, знание
инструмента для обработки древесины, владение приемами обработки / механической
и термической/ пенопласта, владение приемами обработки древесины, владение
технологией постройки летающих и плавающих моделей;
и дополнительных знаний
и умений:
знание классификации
спортивных моделей,
владение технологией построения моделей в соответствии со спортивной классификацией.
Проверка
усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в
конце учебного года, а также участием в выставках и конкурсах.
Педагогическое
обеспечение программы
Содержание,
методы и приемы обучения по данной программе направлены, прежде всего,
на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика,
помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых
выгодных условиях, чему способствуют: обстановка,
в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются
непонимания, их ум не подавляется внешним воздействием;
программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись.
Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком
трудными.
Занятия в кружке планируются
исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно
искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей
приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание
каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена
ошибка, поощрен каждый ребенок.
Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического
творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют возможность выбрать
конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном
кружке.
Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности
детям предлагается сотрудничество с техническими кружками различной направленности
в создании механической или радиофицированной игрушки, к примеру.
На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных
поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения
о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий
в кружке.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические
издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках
технического и декоративно- прикладного творчества. Для расширения кругозора
используется сотрудничество с учреждениями образования и культуры.
Организация
деятельности кружка
Программа
работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом
индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях
детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать
различные направления и формы занятий. Главное на занятиях - не сообщение
знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный
поиск знаний.
Возраст воспитанников в группе первого года обучения 6-9 лет, количество
детей составляет 12 -15 человек. Программой предусматривается годовая
нагрузка 144 часа. Кружок работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72
занятия за учебный год.
Возраст воспитанников в группе второго года обучения- 9-11 лет, количество
детей составляет - 10-12 человек. Кружок работает 2 раза в неделю по 3
часа (216 часов, 72 занятия в год).
Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей,
базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие
данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности
организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение
программы в группе детей с количеством не более указанного.
УЧЕБНО-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения
Номер
темы
|
Наименование
и содержание темы
|
Количество
часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1 |
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
2 |
- |
2 |
72 |
2 |
ОРИГАМИ |
6 |
30 |
36 |
18 |
3 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК
ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА:
|
10
|
60 |
70 |
35 |
|
-
Первоначальная графическая подготовка |
2 |
10 |
12 |
6 |
|
-
Изготовление макетов и моделей из плоских деталей |
4 |
18 |
22 |
11 |
|
-
Изготовление объемных макетов и моделей |
6 |
30 |
36 |
18 |
4 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ |
6 |
28 |
34 |
17 |
5 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
2 |
- |
2 |
1 |
|
ИТОГО
:
|
26
|
118
|
144
|
72
|
Учебно-
тематический план группы второго года обучения
Номер
темы
|
Наименование
и содержание темы
|
Количество
часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3
|
-
|
3
|
1
|
2 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА |
15 |
187 |
102 |
34 |
2.1 |
Графическая
подготовка
|
3 |
15 |
18 |
6 |
2.2 |
Разработка
и изготовление объемных макетов и моделей
|
12 |
72 |
84 |
28 |
3 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ
|
6 |
30 |
36 |
12 |
4 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ ФАНЕРЫ И ДРЕВЕСИНЫ |
12 |
60 |
72 |
24 |
5 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ |
3 |
- |
3 |
1 |
|
ИТОГО
:
|
39
|
177
|
216
|
72
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриянов П.Н., Галагузова М.А., под ред. Развитие технического творчества
младших школьников.- М: " Просвещение " 1990г.
2. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. -М.: Просвещение,1981г.
3. Гульянц Э. Учите детей мастерить. - М: Просвещение,1984г.
4. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование.
-М: Просвещение , 1982г.
5. 5.Заворотнов В. От идеи до модели. -М: Просвещение, 1982г.
6. Турьян В. Простейшие авиационные модели. - М: ДОСААФ СССР,1982г.
|